Добро пожаловать! Вы зашли на персональный сайт Евтеховой Виктории Фёдоровны, учителя начальных классов гимназии города Пущино.

Эссе: Моя педагогическая философия

Любовь – начало всех начал на свете, Она рождает всё, что в мире есть. Наверное, всё должно начинаться с любви… Я – учитель начальных классов. У меня особая профессия, даже в чём-то уникальная: уж очень серьёзные задачи стоят передо мной. От этого большая ответственность и большая любовь. Думаю, что именно любовь – определяющее качество моей специальности: прежде всего, любовь к детям – вряд ли без неё можно стать Учителем.
Эссе: <span>Моя педагогическая философия</span>

Добро пожаловать! Вы зашли на персональный сайт Евтеховой Виктории Фёдоровны, учителя начальных классов гимназии города Пущино.

Рецепт приготовления хорошего урока

Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций , разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции: • мудрости; • терпения; • храбрости; • работоспособности; • оптимизма; • преданности своему делу; • вольнодумия и свободомыслия; • доброты; • отдыха и заботы о здоровье; • доброго юмора; • такта; • веры в каждого ученика.
Рецепт приготовления <span>хорошего урока</span>

Добро пожаловать! Вы зашли на персональный сайт Евтеховой Виктории Фёдоровны, учителя начальных классов гимназии города Пущино.

Домашнее задание или воспитание ответственности

Главное значение домашних заданий в том, что они дают ребенку опыт самостоятельной работы. Если Вы хотите воспитать самостоятельность и чувство ответственности, то: 1. С первого года обучения внушите ребенку, что ответственность за выполнение домашнего задания лежит исключительно на нем. 2. Помогите ребенку выбрать удобное время для домашнего задания. Весной и осенью2-4 часа после обеда лучше отдохнуть, прогуляться, потом сесть за уроки.
Домашнее задание или воспитание ответственности

Из выступления на методическом объединении

Развитие учебно-познавательной деятельности

 на уроках русского языка (УМК «Начальная школа XXIвека»)

            Часто мы слышим: "Ребенок познает мир". Познавая окружающий мир, ребенок активно изучает его. Что значит активно? Трогает, пробует на вкус, вдыхает запах, ломает, строит, задает вопросы, то есть совершает какие–то действия с предметами или явлениями в окружающей среде. Совершает их, потому что ему это интересно, а если интересно, то он хочет узнать, как это устроено, из чего состоит. Для этого ребенок будет находить способ, который поможет ему что-то узнать. При этом он испытывает много трудностей, препятствий в своих действиях. От активного процесса познания у ребенка быстро формируются новообразования. Всем взрослым видно желание самого ребенка познать мир. Впоследствии это желание "убивают" сами взрослые, которые рассуждают, что нужно быстрее помочь ребенку достать игрушку, показать, как сделать из пластилина ежика, рассказать самому, из чего состоит цветок, кто живет в почве. А ребенку приходится подчиняться взрослому. Зачем делать какие-то действия, если за тебя уже все сделали, все доказали. Потом эта фраза "Ребенок познает мир" исчезает, когда он приходит в первый класс. Меняется она так: " Ребенок должен знать, уметь и делать". О каких же новообразованиях может идти речь при таком подходе к учебной деятельности? Только о механическом выполнении действий, инструкций, которые диктует учитель. Вы спросите: "Познание окружающего мира на уроках русского языка? Надо грамотно научить ребенка писать, а что он думает об этом не важно!" Оказывается, важно! Ведь наука – это одна из сторон окружающего мира. И ребенок ее поймет и разберется только в том случае, когда он САМ ее будет познавать, то есть занимать активную позицию (действовать).

Какие же средства будут способствовать формированиюучебно-познавательной деятельности на уроках русского языка? Важные средства для формирования такой деятельности заложены в учебнике "Русский язык" С.В.Иванова (программа "Начальная школа ХХI века"):

-научность и логичность подачи материала на основе мышления и воображения;

-организация учебного процесса (ситуация успеха, проблемная ситуация, постановка учебной задачи, открытие способа действия, планирование своей работы, реализация плана, самоконтроль и самооценка);

-формы сотрудничества (работа в паре, группе, дискуссия);

-алгоритмизация и моделирование;

-принцип дифференциации.

            Рассмотрим более подробно процесс формирования учебно-познавательной деятельности учащихся на конкретных примерах. Во-первых, структура построения учебника «Русский язык» прямо направлена на это. Учебный материал структурирован по трем блокам: "Как устроен наш язык", "Правописание", "Развитие речи".

 На уроках определенного блока реализуется только одна цель: уроки блока "Как устроен наш язык" знакомят учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока "Правописание" формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока "Развитие речи" призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель "развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству" реализуется на уроках всех трех блоков. Так как в рамках одного урока три основные цели не смешиваются, то происходит "погружение" в одну проблемулингвистическую, орфографическую (синтетическую) или речевую  (развитие речи). Это очень важно для познавательной деятельности ученика. Если ребенок четко знает и понимает, над чем он работает, то и определит для себя пути и способы работы.                                                      

            Блок "Как устроен наш язык" дает целостное представление о языке. Логично, последовательно знакомит с интересными фактами русского языка. Детям очень нравится этот блок. Они ждут, что интересного приготовит им учебник на этом уроке. И это притом, что дети делают выводы о сложных языковых фактах, постоянно думают, размышляют, делают логические выводы.

Раздел "Лексика" раньше в таком объеме в школе не изучался. А ведь ребенок всегда проявлял интерес к значению слова, его происхождению, придумывал свои слова, тому подтверждение книга К.И.Чуковского "От трех до пяти". Уроки из раздела "Лексика" построены так, что дети пользуются словарем, который дан в самом учебнике. Но настолько познавательным стал опыт общения со словарем в учебнике, что появилась потребность в словарях для домашнего пользованияТолковый словарь, Словари антонимов, синонимов, фразеологизмов теперь есть не только в классе, но и в домашней библиотеке. После изучения тем "Заимствованные и устаревшие слова", дети внимательно стали относиться к слову. Весь  материал, предложенный блоком "Как устроен наш язык", предлагается детям не для заучивания и запоминания, а для того, чтобы ребенок смог поразмышлять, понаблюдать над словом.

            В блоке "Правописание" представлены орфограммы, которые необходимы для грамотного, безошибочного письма. В учебнике заложено два важных условия для формирования навыков грамотного, безошибочного письма: осознанное применение орфографического правила и регулярного тренинга по его отработке. На уроках блока "Правописание" работа организуется с учетом того, что в учебнике рассматривается орфографическое правило, приводится алгоритм его применения и два-три тренировочных упражнения. Орфографическое правило учащиеся выводят сами.

Например, 3 класс, урок 100, тема "Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц". Учебник предлагает: "Понаблюдай". Даны два столбика слов. Путем наблюдения, сравнения и сопоставления ребенок делает вывод: "Если под ударением , то пишем О, если безударная, то пишем Е". Но перед этим обязательно надо обратить внимание на то, почему это опасное место, в чем трудность написания. И учебник еще раз обращает внимание на то, что "Звук О может обозначаться буквой О или Е". Дети сами открывают "Тайны языка". После этого создается алгоритм действий, которые нужно совершить при решении учебной задачи.

А теперь самое главноеотработать каждый шаг в алгоритме, так как они все важны при написании. Для отработки алгоритма есть упражнения в тетрадях. Тренинг, основанный на сознательном применении правила – это, в первую очередь, регулярное подтверждение учеником собственной правоты в совершении действий, связанных с выбором правильного написания.

Ценными являются уроки, где происходит обобщение изученных орфограмм, их классификация. Ученик тем самым еще раз возвращается к изученным орфограммам, но уже с другой позиции.

Например, 4 класс, тема "Мягкий знак на конце слов после шипящих". Детям предлагается общий алгоритм для работы с этой орфограммой:

1) указываю часть речи

2) выбираем способ написания

3) пишу слово

            На таких уроках ученики понимают, как связаны между собой блоки "Правописание" и "Как устроен наш язык". Сложный блок "Правописание" становится для детей интересным и увлекательным, потому что ребенок занимает активную позицию на уроке.

            В блоке "Развитие речи" ребёнок постепенно входит в мир текста. Тексты, предложенные учебником, интересны и познавательны. Дети ждут эти уроки. А какие тексты получаются у ребят! Как-то раз один ученик не удержался и сказал: "А давайте создадим сборник наших произведений!"

Это действительно произведения, так как дети используют художественные средства. С самого первого урока этого блока ученик был исследователем, он понимал важность каждого элемента в тексте: заголовка, предложения, абзаца, основной мысли, темы. Активно ребята работают с черновиками, такая работа снимает психологическое напряжение. Ученики слушают сочинения товарищей, предлагают что-то изменить и объясняют почему, обязательно говорят, что ценного было у него в произведении.

В учебнике есть темы для расширения кругозора учащихся. Учитель в зависимости от уровня подготовки класса сам определяет, изучать эту тему или нет. Например, изучение таких тем  знакомит детей с понятиями: качественные, относительные и притяжательные прилагательные; степени сравнения прилагательных; наклонение глагола; числительное; наречие. Необходимо помнить о том, что требовать заучивания формулировок нельзя, ученика надо поставить в позицию исследователя, наблюдателя, который все замечает, примечает и делает сам выводы по тому или иному языковому материалу. И если хотя бы один ученик запомнит материал такого урока, это уже победа!

Формирование учебно-познавательной деятельности напрямую связано с организацией учебного процесса.       Рубрики, которые предлагаются в учебнике, помогают учителю в этом. Рубрика "Вспомни" – ситуация успеха; рубрика "Давай подумаем" – ситуация успеха и проблемная ситуация.

Например, 2 класс, стр.109, урок 51 "Учимся писать суффиксы –енок- , -онок-". Учебник-помощник ведет разговор с ребенком: "Давай вместе определим, когда пишется –енок-, а когда – онок-". Весь урок ученик посвящает этой учебной задаче, включая воображение и мышление, а не память и восприятие. Рубрика "Тайны языка" представляет собой формулировки правил или решение проблемы, открытие способа. Логика работы с такой рубрикой: планирование деятельности – алгоритм – реализация плана – упражнения.

Учитель на уроке – соучастник учебного процесса. Стиль общения демократический, иначе дети никогда не раскроют свои мысли, свои секреты. Ученик – равноправный участник обучения, он в равной степени с учителем отвечает за свои успехи и недостатки. Учитель должен всячески способствовать развитию его активности и самостоятельности на всех этапах обучения, чтобы ученик мог принимать учебную задачу, участвовать в выборе средств ее решения, осуществлять контроль и самоконтроль. Его участие в учебном процессе заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предложений, обсуждении наиболее целесообразных способов ответа на вопрос "как решать учебную задачу". Итак, еще одно важное средство в формировании учебно-познавательной деятельности – это личность учителя и его работа в парадигме учебного сотрудничества.

Еще одним важным средством в формировании учебно-познавательной деятельности является дифференциация обучения, это даёт возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса. Разработано много различных методик дифференцированного обучения, но все они касаются в основном объема предлагаемого ученику материала: "сильным" детям учитель дает больше заданий, чем "слабым". Но такое решение проблемы не снимает саму проблему: способные дети задерживаются в своем развитии, а отстающие не могут преодолеть возникших при решении учебной задачи трудностей. УМК "Начальная школа ХХI века" обеспечивает два типа дифференциации обучения. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу "больше-меньше", а по принципу "труднее–легче".

Для уроков русского языка есть специальная рабочая тетрадь, которая обеспечивает педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим ученикам. Существенной особенностью заданий, представленных в тетради, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Такой способ дифференциации для массовой начальной школы разработан впервые. Очень важно организовать работу учителю таким образом, чтобы дети осознанно выбирали то или иное упражнение. Это будет происходить только в том случае, когда будет систематическая работа по организации самоконтроля и самооценки.          

            Таким образом, можно сделать вывод, что в учебнике " Русский язык" С.В.Иванова заложены важные средства для формирования учебно-познавательной деятельности. Это даёт возможность формировать у учащихся непротиворечивое представление о системе и структуре языка, обеспечивает успешное формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, что способствует формированию таких качеств ученика, как инициатива, предвидение результата, творчество. Процесс обучения становится увлекательным, интересным и познавательным для детей.

JoomShaper