Урок по модулю « Основы православной культуры»
Тема урока: Православная Пасха
Цель урока: познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской православной культуре
Задачи урока:
Обучающая: узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель.
Развивающая: усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи.
Воспитывающая: осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни
Формирование УУД: формировать умение находить в тексте ответ на поставленный вопрос (познавательное УУД), определять задачи урока (регулятивное УУД) и анализировать, удалось ли к концу урока решить поставленные задачи (регулятивное УУД).
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительная беседа. Подготовка к восприятию темы.
- Назовите ваше любимое время года?
-Я очень люблю весну. Весна – это радостное время пробуждения жизни, тепла и света. Почему люди еще любят весну?
- Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник – Пасха.
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!
- Что бы вам хотелось узнать о празднике Пасха на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
- Какие мы поставим перед собой задачи?
- Какими источниками информации мы можем воспользоваться на уроке?
3. Работа по теме урока.
1) Из истории праздника. (презентация Махно Ульяны)
2) Воскресение Христа.
- История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
- Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)
- Что означает слово воскресение? Обратимся к учебнику.
Чтение статьи учебника на стр. 28
- Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей. От чего спасает людей крестная смерть Иисуса Христа?
Комментированное чтение статьи учебника стр. 29.
- Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
- Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
3) Русская Пасха.
Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.
- Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.
(Презентация Рагимовой Вики «Как празднуют Пасху на Руси»)
- Пасха – весенний праздник, который обещает нам близкое лето, цветущие луга, хлебные поля, плеск воды, веселые игры детей под чистым небом.
Бог воскрес и смерть побеждена,
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна.
И кругом луга зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы расцвели!
После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. На стол подаются пасхальные яйца, а также куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожная пасха.
Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос, приходя к своим ученикам после воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни.
Творожная пасха – это символ веселья, она заменяет на праздничном столе ветхозаветного ягненка и напоминает о том, что время жертв прошло.
- Вот еще обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью. Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай.
4) Работа по картине Б. Кустодиева «Христосование»
- Пасхальные традиции нашли свое отражение не только в народном творчестве, но и также отразились и в работах художников.
Рассмотрите картину Б. Кустодиева. (с.30 учебника)
- Какую пасхальную традицию изобразил художник? ( Христосование).
- Что это за традиция? Что вы о ней слышали? Сохранилась ли она сейчас?
- « Христосование – поздравление с праздником воскресения Христова»
- Какое настроение передал художник в своей картине?
- Какие краски ему помогли в этом?
- Творческое задание.
(Работа по раскрашиванию крашенки.)
- Главный подарок – пасхальное яйцо. Из яйца вылупляется новая жизнь – поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.
Послушайте придание о первом красном яйце.
В рассветной дымке таяла долина,
Над облаками золотился крест.
Пришла к царю Мария Магдалина,
Весть принесла: «Иисус Христос воскрес!»
- Нет, женщина, тебе я не поверю!
Фантазии и вымыслу есть мера, -
Мысль оживила властное лицо.
- Как не поверю я, что белое яйцо,
Тобою принесенное мне в дар,
Вдруг станет красным,
Вспыхнет, как пожар!
Царь замолчал, но с этими словами
Свеченье разлилось над головами,
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где-то музыка звучит.
Яйца коснулись теплые лучи,
Оно зажглось в лучах, затрепетало
И, словно Кровь Христова, алым стало!
- Яйца не просто красят, они пишутся, то есть разрисовываются при помощи особых технических приемов. Отсюда и само название – «писанка».
- Принято ли в вашей семье красить яйца? Поделитесь своими впечатлениями.
- Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют «крашенки». Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были «крапанки». Ещё были «писанки» – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами
Помимо расписных натуральных яиц, к Пасхе еще готовились и специальные подарочные. Их делали из стекла, хрусталя, фарфора с росписью. Ювелиры вытачивали миниатюрные яйца даже из драгоценных металлов – золота и серебра. В изготовлении таких подарков особо преуспела фирма знаменитого Карла Фаберже. Эти подарки сделались изящной роскошью.
- Мы тоже раскрасим с вами пасхальное яйцо.(Коллективная работа по раскрашиванию пасхального яйца)
5. Подведение итогов урока.
- Что было для вас новым на уроке?
- О чем вы расскажете дома родителям?
- Почему Пасха – самый радостный праздник для православных?
- На Руси в праздничную неделю повсюду слышен был колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола.
- Давайте послушаем, как звучит колокольный звон. (Прослушивание аудиозаписи)
6. Рефлексия.
-Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.
- Удалось ли нам их решить?
- С помощью каких источников мы узнавали новое?
- Какое настроение у вас в конце урока? Как вы думаете, почему?
7. Домашнее задание.
На выбор:
- Придумать узор для пасхального яйца.
- Нарисовать пасхальную открытку и подписать ее.
- Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!» Желаю здоровья, счастья, мира с родными и близкими вам людьми. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в тёплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!
Любите друг друга!
Будьте добрыми!
Будьте красивыми!
Будьте здоровыми!