Классный час « Я талантлив!»
Цели:Выявить качества человека, который называется гениальным, талантливым, способным.
Помочь учащимся в познании своего внутреннего мира, своих интеллектуальных возможностей.
Эпиграф:
Познаем самих себя;
Пусть при этом мы не постигнем истину,
Зато наведем порядок в собственной жизни,
А это для человека – самое насущное.
Блез Паскаль
Наши принципы:
Познай себя - это интересно!
Сотвори себя - это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
I. Учитель:
- Я загадываю вам загадки (их несколько). Ваша задача, посовещавшись тихонько со своими товарищами, вы должны на листе бумаги написать только первую букву отгадки. В результате должно получится слово. А мы с родителями и гостями будем следить за вашей работой, посмотрим, какие вы умные и дружные.
1. Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток. (Тетрадь)
Записывайте первую букву отгадки на ваших листочках.
2. Сели на страничку,
Тридцать три сестрички,
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят. (Азбука, алфавит)
3. Я люблю прямоту
и сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)
4. Нанесет она узор
Очень трепетный и нежный
Будь то небо или бор,
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всё раскрасит.. . (Акварель)
5. Пара острых, тонких ног
Без туфелек и без сапог.
На ногах — по голове
Для чего, скажите мне?
По бумаге ходят ноги,
Режут все, что на дороге. (Ножницы)
6. У Тамары тёрочка, Что у деток горочка. С терки сыр катался – Весь внутри остался. На бумажном же листе Терка стала буквой…Т
Учитель: Всё, загадки закончились. И какое же слово у вас получилось?
А теперь скажите тему сегодняшнего классного часа.
Дети: ТАЛАНТ
II. Учитель: А вы знаете, что такое талант? (Ответы детей)
Слово "талант" происходит от меры веса с аналогичным названием. Эта денежная единица в золотом выражении использовалась в Европе, Азии и Африке в античные времена.
Существует библейская притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения в переносном смысле: зарыть, разменять и умножить свой талант.
Талант - это выдающиеся способности человека, одарённость, дар.
III.Мотивация
На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось (Ученики показывают салфетки).
Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Инструкция для вас была одинаковой, почему же мы получили разный результат? Как вы думаете?
- Мы все разные, по-разному складывали, отрывали.
- Конечно, мы все разные, непохожие друг на друга, но все по–своему интересны и неповторимы.
IV. Рефлексия.
- Долгое время в мире основополагающим было мнение, что талант - генетически-врождённая способность или божий дар. Однако, многолетние экспериментальные исследования в педагогике, выявили у любого здорового человека наличие задатков каких-либо талантов от рождения. В дальнейшем, в процессе воспитания и обучения, человек может развивать свои таланты до различных уровней. Многие учёные полагают, что у каждого человека есть как минимум один талант. Талант – понятие многогранное. Он может быть в управлении государством, а может просто в умении слушать других.
- Я хочу предложить вам игру: «Как ты знаешь себя, и знают ли тебя одноклассники»
Задача каждого: в таблице отметить одноклассников, умеющих делать лучше всех, талантливо одно или несколько направлений, посовещавшись в группе. Время вам дается 1 мин.
Результат игры: каждый увидел, что он в чем-то неординарен. А тот, кто сомневался, также считается одноклассниками талантливым в той или иной деятельности.
V. Увлечения. Хобби.
Я знаю, что почти каждый из вас увлекается чем-то. Но не все знают об увлечениях друг друга.
В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы. У каждого свое хобби. Между прочим, у слова «хобби» достаточно любопытная история. Многие считают, что оно произошло от английского языка, однако корни у него немецкие. Так в 18 веке крестьяне называли детскую игрушечную лошадку. А вот своим современным значением слово «хобби» обязано английскому писателю Лоренсу Стерну, который в конце 18 века опубликовал свой роман «Жизнь и мнения Тристама Шенди». Именно там слово «хобби» использовалось в значении «увлечение».
VI. Увлечения великих людей.
В жизни каждого человека есть увлечение, которое помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни. Увлечение не приносит ни денег ни славы. Это занятие для души. Сейчас я вам расскажу чем же увлекались великие люди.
Вот несколько неопровержимых фактов из жизни великих людей, когда они еще не были таковыми. Возможно, это послужит стимулом, даст надежду и веру очень многим. Случается так, что таланты, способности и одаренность проявляется уже в детстве.
Известный русский поэт А.Блок с ранних лет вместе с дедом бродил по полям, лесам, болотам, отыскивая растения для ботанической коллекции. А первое увлечение А.Блока сочинительством переросло позже в литературную деятельность. Поэт ещё в 5 лет пытался сочинить примерно такие стихи:
Зая серый, зая милый, я тебя люблю,
Для тебя-то в огороде я капусту и коплю.
Моцарт с черытех лет играл на клавесине, в пять лет уже сочинял, в восемь - создал первую сонату и симфонию, а в одиннадцать - написал первую оперу.
Глинка в семи-восьмилетнем возрасте развешивал по комнате тазы, устраивая перезвон.
Римский-Корсаков, в два года у него уже проявлялись музыкальные слух и память.
Трехлетний Репин вырезывал из бумаги лошадок, а в шесть лет начал рисовать красками.
Серов с трех лет лепил, а в шесть - рисовал с натуры и усвоил перспективу.
Суриков также рисовал с детства и, по его словам, в лица еще с детства вглядывался: как глаза расставлены, как черты лица составляются.
Пушкин начал сочинять стихи, будучи семи - восьмилетним мальчиком.
Что касается Чайковского, то многих удивит факт, что у него не было абсолютного слуха, была плохая музыкальная память, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо , хотя и музицировал с детства. Композиторской деятельностью Чайковский занялся, уже после окончания училища правоведения. И, несмотря ни на что он стал гениальным композитором.
В доме, где жила Софья Ковалевская, известная женщина-математик, одна стена была оклеена листами лекций профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Листы с формулами привлекли внимание любопытной девочки. Она подолгу стояла и пыталась разобрать хотя бы отдельные фразы. Вид многих формул крепко врезался в память маленького ребёнка, хотя их смысл пока ещё не был понятен 8-летней девочке. Однако чуть позднее у Софьи появился целенаправленный интерес к математике.
Петр I был страстным нумизматом. Он собрал большое количество монет. Король Швеции Густав V увлекался вышивкой.
Королева Дании – Маргарет увлекалась рисованием.
Арнольд Шварйнеггер собирает машинки марки Hammer.
Знаменитый академик Ферсман и ученый Альберт Боковиков собирали камни.
Увлечения были у многих великих людей. Например, знаменитый хирург Николай Васильевич Склифосовский увлекался садоводством и даже вывел новые сорта яблонь и груш. Еще один врач, Сергей Петрович Боткин, увлекался игрой на виолончели и до 50 лет брал уроки музыки.
Некоторые великие люди прославились именно своими увлечениями. Например, прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля.
Великий русский композитор Александр Порфирьевич Бородин, автор оперы «Князь Игорь», по профессии был химиком.
VII.
- Информация, заложенная в генах, с большей вероятностью предопределяет будущее человека. Т.е. например, ребенок, рожденный в семье музыкантов, имеет больше шансов обладать слухом и голосом, ровно, как и рисовать - в семье художников и т.д., а может, и нет. Опять-таки, все зависит от желания и труда. Человек может развить в себе уже имеющиеся качества и таланты, приобрести новые. Человек определяет свою жизнь, судьбу, будущее.
Слова Марка Аврелио еще раз подтверждают вышесказанное: "Каждый стоит столько, сколько стоит то, над чем он хлопочет". Вы и только Вы сами себе хозяин, друг (а иногда и враг), помогаете (или вредите).
- Кто хочет рассказать о своем (их) таланте (ах), о талантах близких вам людей?
- Назовите людей, которые, по- вашему мнению, являются гениальными или талантливыми.
1).Слово спортсменам.
- Спорт имеет огромное значение в жизни человека, спорт дает возможность сохранять и укреплять здоровье, воспитывает волю к победе, решительность, и другие хорошие качества. Есть у нас ребята, которые занимаются спортом серьезно. Они хотят быть сильными, ловкими, смелыми. Дадим им слово.
Слово предоставляется спортсменам, которые рассказывают о себе и своих успехах.
2). Слово любителям компьютерных игр.
- Конечно, в век всеобщей компьютеризации мы не можем пройти мимо тех, кто увлекается компьютерными играми. Послушаем рассказы этих ребят.
Ребята рассказывают о своем увлечении.
3).Слово юным художникам и поэтам.
- Некоторые ребята могут выразить свои чувства, переживания, взгляд на мир через рисунки , стихи. Это наши юные художники и поэты.
О своем увлечении рассказывают ребята.
4).Слово любителям музыки и танцев.
- Большую роль в жизни людей играет музыка. Музыка завораживает нас, очаровывает, переносит нас в другой мир.
-Есть музыка , которая заставляет нас находиться в движении.
Ребята рассказывают о музыке, о танцах, о своем увлечении.
5). Слово любителям домашних животных.
- Многие ученики нашего класса отдают свое свободное время общению с домашними любимцами: кошками, собаками, попугаями и другими животными. Давайте послушаем их рассказы и посмотрим на их питомцев. Слово предоставляется любителям животных, звучат их рассказы.
- Прослушав рассказы, мы узнали, как ребята любят своих друзей, как старательно ухаживают за ними, как пристально наблюдают за ними. Конечно, такое общение идет на пользу всем.
VIII. Обсуждение вредных увлечений.
- Ребята, мир увлечений настолько велик и многообразен, что в нем можно путешествовать очень долго и находить много интересного и полезного. А как вы считаете, есть в мире вредные увлечения? И как вы относитесь к людям, которые стали жертвами таких увлечений?
Примерные ответы детей:
- некоторые увлекаются курением, алкоголизмом, наркотиками.
- жертвы этих увлечений вызывают жалость, сочувствие, потому что губят свою жизнь.
- Действительно, каждый человек чем-либо увлекается. Если это увлечение не мешает другим людям и не вредит самому человеку, то оно достойно уважения.
IX. Школа, страна и мы в ней.
- А можно ли воспитать гения или талантливого человека?
Ответы детей.
- Надо сказать прямо, гениев и талантливых людей очень мало. Но их может стать больше. Ими смогут стать все, кто не просто хочет ими стать, а кто будет для этого работать над собой и не просто работать, а долго и усердно, упорно и настойчиво. К сожалению, ими не стали те, которым помешали страх и лень. Те, которым не хватило смелости и мужества или которым вовремя не оказали должной поддержки.
- Так как же школа, образование, страна помогает воспитать в обществе как можно больше талантливых и гениальных людей?
- Есть ли у вас возможность в вашей школе развивать свои таланты?
Ответы детей (кружки, внеурочные занятия, спортивные секции, клубы по интересам и т.д.)
- Заботится ли правительство РФ о развитии способностей и талантливости у детей?
- Не забывайте о природе человека, его способностях и потенциале. Не забывайте, что стараться и учиться может каждый из нас. Помните, что многое зависит от воли, целеустремленности, желания и труда. Человеку настойчивому очень многое удается и что труд никогда не остается совершенно напрасным.
Вспоминайте чаще слова Макробия: "Все побеждает упорный труд".
Помните о том, что бицепсы Геркулеса, когда он лежал в пеленках, были жалкими шнурочками. Дело - в развитии.
А как к своей цели шел Суворов?
Великий полководец рос неудачником: был мал, слаб, некрасив, тощ телом;
Но научил себя:
- Переносить усталость и холод;
- Быть настойчивым в достижении целей;
- Быть упорным и непреклонным.
Х. Дискуссия
Классный руководитель организует дискуссию, зачитывая высказывания, а учащиеся называют фамилии учеников, на их взгляд подходящих под названную фразу.
· В нашем классе самым талантливым является…
· Часто меня приятно удивлял своими возможностями……
· Самая одаренная личность в нашем классе – это…
· Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и
поддержать…
· Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…
· Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…
· Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…
· Чаще всего мне будет сниться…
· Лучше всех в классе поет…
· Лучше всех танцует…
· Самым добрым человеком в классе, можно назвать…
· Лучше всех в классе рисует…
·
ХI. Упражнение «Мои таланты и увлечения в лучах солнца!»
Каждому ученику выдаётся лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я МОГУ!». Ученики рисуют лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать не просто, а талантливо. Листы прикрепляются на доску и некоторые надписи зачитываются.
XII. Заключение.
Воспитать себя – это не просто, но возможно
· Надо уметь трудиться;
· Изучать себя;
· Ставить перед собой цели;
· Знать, как себя воспитывать;
· Верить в успех;
Все дети гении…
Для того, чтобы найти своё хобби, нужно поглубже заглянуть в себя и не бояться сделать первый шаг:
приобрести первую марку,
сочинить первую строчку,
набросить первую петельку на спицах.
Старайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе.
Ведь жизнь увлечённого человека гораздо богаче, интереснее, красочнее.
Спасибо всем ребятам, которые рассказали о своих увлечениях, которые проявили свои способности. Спасибо тем, кто нас терпеливо, внимательно и с интересом выслушал. Всем до свидания.