Цель: Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта детей.
Образовательные задачи: - учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции;
- создавать условия для свободного общения и самовыражения детей
на уроке;
Воспитательные задачи: - воспитывать свободу мышления;
- учить свободно, без боязни выражать свои чувства, эмоции, мысли.
- воспитывать чувство сопереживания, любовь к ближнему;
Развивающие задачи: - развивать нравственные качества учащихся, воображения;
-Развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.
Тип урока: проблемно-диалогический.
Технологии: - технология проблемного обучения;
- групповая технология;
- игровая технология
Методы проведения: поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций)
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Фёдоровна. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем .
2. Создание эмоционального настроя.
- Когда я шла к вам, у меня было прекрасное настроение и мне невольно захотелось поделиться с вами. Давайте послушаем куплет известной всем песни «Улыбка», а кто пожелает, может и напеть слова. (Звучит песня «Улыбка»)
- Какое настроение теперь у Вас? А знаете ли вы, что хорошее настроение может создать не только песня, но и люди, которые нас окружают. Надеюсь, что оно таким останется на протяжении всей беседы.
3. Определение темы урока.
- Однажды учёные проводили опрос среди различных людей: «Скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать?» Большинство ответило: «Я хотел бы быть твёрдым, решительным…»
Тогда этим людям задали другой вопрос: «А какими вы бы хотели видеть других?» И почти все ответили: «Добрыми, милосердными…»
- Сегодня на уроке мы поговорим с вами о милосердии. А как вы понимаете значение этого слова?
(Ответы детей: доброта, отзывчивость, забота, помощь, человечность… )
- В словаре Сергея Ожегова можно прочитать следующее определение слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбие».
- Давайте каждый заглянем в себя. Что мы сделали доброго сегодня, вчера или ещё раньше? Я хочу, чтобы вы вспомнили имя человека, который когда-то вам помог или простил вас и вы поступили также по отношению к людям.
(Выступления детей)
- Да, такие человеческие качества как доброта, милосердие – не разделимы. Ведь человек рождается и живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.
4. Основная часть.
а) Работа в парах.
- Доброта и милосердие всегда ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о милосердии. Давайте вспомним эти пословицы. Я вам предлагаю поработать в парах. Вам даны пословицы, которые надо собрать по смысловым частям.
(На карточках напечатаны пословицы.Дети читают получившиеся предложения.)
1) Доброе дело сверши и в море брось – оно всё равно к тебе вернётся.
2) Называться человеком легко, быть им трудно.
3) Как аукнется, так и откликнется.
4) Ласковое слово лучше мягкого пирога.
5) Настоящий воин тот, у кого есть милосердие.
6) Друзья познаются в беде.
7) Без добрых дел нет доброго имени.
8) Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
б) Задание по выбору.
- Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием. А как вы считаете, кто нуждается в милосердии? Я предлагаю вам выбрать из данных рисунков ответ на мой вопрос и обосновать его.
(На доске рисунки, на которых изображены маленькие дети, старики, инвалиды, больные люди, бедные, животные, растения …)
- Да, помогать нужно всем, кто просит и ждёт нашей помощи. Всем тем, кто обделён вниманием. Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы.
в) Проблемные ситуации.
- А теперь давайте подумаем, как можно проявить милосердие? Вашему вниманию предлагаются задания для обсуждения. Прочитайте предложенную ситуацию и объясните её нам.
1) Дети играли в группе. Некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная…
2) Если бы ты строил что-то из конструктора и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало деталей…
3) В школьном дворе уже несколько дней висит пустая кормушка…
4) Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться.
5) Таня торопилась в школу. Вдруг она увидела на перекрёстке первоклассника, который никак не решался перейти улицу.
6) Володя увидел, что его друг достал из портфеля апельсин…
7) По дороге в столовую Серёжа наступил на ногу Марине…
- Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им.
г) Практическая работа.
- А сейчас мы проверим, может быть вы теперь стали милосерднее, добрее, внимательнее по отношению друг к другу. Проведём практическую работу.
-Ребята, какое сейчас время года? На улице холодно и мы с удовольствием греем руки в варежках. Скажите, чего не хватает в этих варежках? (цвета) Раскрасьте варежки так, чтобы они получились красивыми и одинаковыми, ведь это – одна пара.. вы должны договориться между собой, как будете раскрашивать, чтобы понравилось обоим.
(Дети получают заготовки – варежки, из расчета одна пара на двоих детей и по два цветных карандаша одного цвета)
- Покажите друг другу, какие пары варежек у вас получились.. Какие замечательные варежки. А кому их можно подарить?
5. Итог урока.
–А теперь давайте подведём итог урока. Сохранилось ли у вас хорошее настроение? Давайте это хорошее настроение нарисуем. Мы будем создавать Солнышко-милосердие. Давайте оставим нашему солнышку лучи, которые будут нас согревать своим теплом и лаской. Мы дадим имя каждому солнечному лучику из тех слов, которые мы услышали и запомнили на уроке. Обратите внимание, что лучиков много, а мы будем выбирать только нужные по теме «Милосердие».
(Даны слова.Дети выбирают слова звучащие на уроке)
6.Рефлексия.
-Итак, в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда доброта живёт в сердце каждого человека. Давайте подарим нашим гостям эти замечательные варежки, которые будут нести кусочек вашего сердца. И пусть он согревает их и напоминает о добре и милосердии.
(Дети дарят гостям подарки)